Для звонков из Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
пер. Челиева 13
Школы, детские сады, больницы, пенсионные фонды и многое другое – все это важные элементы в жизни каждого человека. Но помимо них, нельзя забывать о заведениях, которые обеспечивают людям комфортное и полноценное общественное участие к их просвещению. К этим заведениям можно отнести музеи, кинотеатры, торговые центры, рестораны и другое.
Не все люди могут самостоятельно обеспечивать доступ ко всем перечисленным видам структур. У каждого своя особенность и иногда она препятствует той или иной деятельности человека.
Все это создает определенные барьеры, с которыми общество медленно, но верно старается бороться. Формирование сознания человека о том, что все люди должны в равной мере реализовывать свои права и обязанности, просвещение о всех возможных способах контакта с людьми с определенными особенностями, участие государства в поддержке необходимых мер по этим вопросам – верный путь к становление полноценного общества.
В настоящее время законодательная база нашего государства не в полной мере учитывает все нюансы данного вопроса, многие заведения и учреждения не обеспечивают беспрепятственное их использование, но шаги в правильном направлении уже сделаны. Существуют организации, которые нацелены на решение этих вопросов всеми возможными на данный момент способами. Лишь участие каждого человека поможет в развитии нашего общества.
Порядок подготовки и принятия решений для дальнейшего формирования доступности объекта для маломобильных групп населения (далее – МГН) базируется на комплексной оценке состояния окружающей архитектурной среды (зданий или участков) и порядка предоставления услуг.
Основной международный документ, определяющий общие принципы создания безбарьерной среды – КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ.
Цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Практика участия экспертов Аккредитованного органа Системы сертификации (Региональный Учебно-Информационный Центр «РУБИКОН») в мероприятиях проводимых прокуратурой ряда субъектов, позволяет сделать однозначный вывод о наличии системных несоответствий при формировании и реализации дорожных карт и иных проектов и программ по формированию среды доступности, характеризующихся искажением информации о планируемых и реализуемых мерах по предупреждению причинения вреда здоровью инвалидов и иных МГН на социально значимых объектах городской инфраструктуры.
Во исполнение законодательства РФ в области социальной защиты населения, а также в целях реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реализации государственной социальной политики» №597 от 7 мая 2012 года, опираясь на положения Резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 «Конвенция о правах инвалидов», предлагается следующий механизм работ:
1. В соответствии с «Конвенцией о правах инвалидов», Государства-участники поддерживают, укрепляют, назначают или учреждают у себя структуру, включающую, один или несколько независимых механизмов, для поощрения, защиты и мониторинга за осуществлением настоящей Конвенции. При этом, гражданское общество, в частности инвалиды и представляющие их организации, в полном объеме вовлекаются в процесс наблюдения и участвуют в нем.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, добровольное подтверждение соответствия осуществляется для установления соответствия национальным стандартам, предварительным национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
При этом ст.2 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, установлено, что подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров;
Таким образом, независимый механизм для поощрения, защиты и мониторинга установленный ст. 33 Конвенция о правах инвалидов на территории Российской Федерации регулируется требованиями ст. 2, 18, 21 Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, а именно процедурой добровольной сертификации.
При этом особенностью компетентности, независимости и беспристрастности экспертов являются правила системы сертификации и деятельность аккредитованных в соответствии с этими правилами экспертов и аккредитованных органов.
2. В соответствии с пунктом а) Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реализации государственной социальной политики» №597 от 7 мая 2012 года необходимо создание ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
Пунктом 2 Ст. 30 Резолюции Генеральной ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 «Конвенция о правах инвалидов», Государства-участники принимают надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью развивать и использовать среди прочих свой интеллектуальный потенциал — не только для своего блага, но и ради обогащения всего общества.
Пунктом iii) части 2 ст. 8 Конвенции, определено, что Государства-участники обязуются содействовать признанию навыков, достоинств и способностей инвалидов, а также их вклада на рынке труда;
Во исполнение вышеуказанных требований и положений, правилами системы сертификации, осуществляющей деятельность по оценке соответствия объектов, работ, услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности отдельных категорий граждан, имеющих ограничение в трудоспособности, осуществляется подготовка технических экспертов из числа инвалидов и иных маломобильных групп населения, чья экспертная деятельность направлена на реализацию ст. 33 Конвенция о правах инвалидов.
При этом аккредитованный в порядке, установленном системой сертификации технический эксперт имеет право, осуществлять в дальнейшем деятельность в установленной системой сертификации области аккредитации в качестве индивидуального предпринимателя, что создает условия по исполнению требований Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина, в части создания дополнительных рабочих мест, а также в полной мере соответствует положениям Конвенции, в частности п. f) ст. 27, в которой определено, что Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, на расширение возможностей для индивидуальной трудовой деятельности, предпринимательства, развития кооперативов и организации собственного дела;
3. «Конвенцией о правах инвалидов», установлено, что Государства-участники обеспечивают, чтобы все меры, связанные с реализацией правоспособности, предусматривали надлежащие и эффективные гарантии предотвращения злоупотреблений в соответствии с международным правом прав человека.
Такие гарантии должны обеспечивать, чтобы меры, связанные с реализацией правоспособности, ориентировались на уважение прав, воли и предпочтений лица, были свободны от конфликта интересов и неуместного влияния, были соразмерны обстоятельствам этого лица и подстроены под них, применялись в течение как можно меньшего срока и регулярно проверялись компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией. Эти гарантии должны быть соразмерны той степени, в которой такие меры затрагивают права и интересы данного лица.
При этом особенностью компетентности, независимости и беспристрастности являются правила системы сертификации и деятельность аккредитованных в соответствии с этими правилами экспертов и аккредитованных органов.
4. Реализация предлагаемого механизма независимой оценки, основанной на процедуре добровольной сертификации, позволит реализовать в полной мере требования пункта к) Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по реализации государственной социальной политики» №597 от 7 мая 2012 года в части организации совместно с общественными организациями независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности, а также позволит формировать мероприятия дорожного картирования в объеме достаточном для обеспечения мер предупреждения причинения вреда, обеспечит должный уровень контроля за реализацией мероприятий ДК, а также позволит решить ряд взаимосвязанных задач ДК (напр. Создание рабочих мест для инвалидов, оценка проектных и иных решений, приемка выполненных работ (в соответствии с ФЗ №44), формирование положений о порядке предоставления услуг на объектах недоступных до момента их капитального ремонта, и пр.)
В целях создания условий упорядочения работы по подготовке и реализации ДК, опираясь на положение части 1 ст. 33 Конвенции, в которой указано о возможность учреждения или назначения в правительстве координационного механизма для содействия соответствующей работе, предлагается включать в рабочие группы, осуществляющих деятельность в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и иных МГН:
Механизм независимой оценки соответствия позволит:
Председатель Совета Системы сертификации,
эксперт независимой антикоррупционной
экспертизы при Минюсте РФ Д.П. Петраков